?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие записи | Следующие записи

3563818_35_1_ (544x700, 479Kb)Второй сезон нашего ток-шоу "Книга как поступок" мы с моим постоянным соведущим Романом Симдяновым решили начать с одного из самых неоднозначных и дискуссионных романов Генриха Бёлля "Глазами клоуна".  Генрих Бёлль был один из активных участников так называемой "Группы 47". Это объединение немецкоязычных авторов, организованное немецким писателем Хансом Вернером Рихтером (Hans Werner Richter) и активно действовавшее на протяжении двадцати лет (1947—1967). Наиболее известная литературная группа в странах немецкого языка за период после Второй Мировой войны. Прообразом создателям послужило испанское Поколение 98 года. Первые попытки объединить немецкоязычных писателей, противостоявших гитлеризму и ставящих целью осмысление опыта нацизма, Холокоста и Второй Мировой войны, были предприняты Альфредом Андершем, издававшим в 1946—1947 годах в Мюнхене ежемесячный журнал «Призыв» (нем. Der Ruf). Журнал был закрыт администрацией оккупационных сил США «за нигилизм», вместо него с сентября 1947 года начал выходить журнал «Скорпион», но вскоре и он прекратил деятельность из-за недостатка финансовых средств. Воля к объединению, тем не менее, сохранилась. Члены сообщества были ориентированы на представление и осмысление реально пережитого «здесь и сейчас», противостоя любой абстракции и идеализации прошлого, настоящего и будущего. Твердого членства в Группе не было. Приглашённые открытками члены собирались дважды в год для представления и обсуждения новых произведений (читались только неопубликованные сочинения). Вещи, получившие наибольшее признание, с 1950 поощрялись премией (вначале премиальный фонд складывался из личных взносов участников, впоследствии к ним присоединились вклады нескольких радиостанций). Рихтер называл такую форму «приватной публичностью».

Эстетические и идеологические принципы этого объединения, на мой взгляд, очень повлияли на роман Бёлля. Весь роман строится на внутреннем монологе с разными инсайтами в прошлое главного героя - клоуна Ганса Шнира. В романе поднимается такое количество проблем, что только одно их перечисление займет немалое время. Основным мотивом романа является лицемерие социального окружения главного героя.

Это произведение было настолько неоднозначным, что вызвало широкий общественный резонанс. Клерикальные организации и отдельные общественные представители преследовали автора за его, как они считали, аморальное и порочащее церковь произведение. Но писатель в романе не выступает против веры и религии, он против обращения церкви в инструмент подавления личности. Это роман о частной судьбе клоуна Ганса, которого бросила любимая женщина и он испытывает из-за этого страдания. Интересно, что сам Бёлль всю жизнь оставался на позициях либерального католицизма, поэтому описанное в романе скорее критическое восприятие религиозной действительности изнутри, на что Бёлль имел полное нравственное право. 

Действие романа занимает три часа и построено на описании состояния и внутренних монологах главного героя. Произведение смело можно назвать «романом состояния». Прожив с Гансом три года, девушка ушла, чтобы вступить в брак с католиком. Для главного героя это стало предательством, ведь он знает, что Мария его любит, а ее замужество продиктовано общественной моралью и кольцом осуждения, в котором жила девушка три года. Ганс испытывает чувство «брезгливого отвращения» к тем истинным католикам, которые, разрушив одно счастье, не создали другого, но радуются формальному порядку в отношениях - для героя важнее всего именно чувство. Однако рамки романа не исчерпываются любовными переживаниями Ганса.

Наряду с обличительным внутренним монологом католической церкви Ганс искренне возмущается безразличием людей к духовным качествам других людей и вниманием к формальным вещам. Буржуазное общество обесценивает душу человека, делая ее вещью. Даже к семье у Ганса нет настоящей привязанности, так, он не может простить матери того, что она с легкостью отпустила на войну единственную дочь Генриетту. Ганс не понимает, почему его богатая семья живет впроголодь, он презирает своих родных за душевную черствость: «Мои домашние сидели на своих поганых миллионах, исторгнув меня и наслаждаясь своей моральной правотой».

Главного героя, а вместе с ним и Бёлля, возмущает следование удобным общепринятым нормам, а не жизнь по совести. Символично, что такие мысли автор вложил в уста клоуна, который по своей сути является «человеком наоборот». Маска клоуна Ганса, грим - это не только символ профессии, но и символ отчуждения от мира. У Ганса кризис, нет развития, и он садится в переходе с гитарой, понимая, что это окончательно губит его карьеру. Но этим поступком он оправдывает свободу выбора в творчестве, вероисповедании и пр. Фигура клоуна трагична, финал любовной линии остается открытым, но герой понимает, что многие вопросы ему в одиночку не решить. Бёлль показывает, что человек зависит от мира, в котором живет, заканчивая книгу протестом Ганса - это и протест самого автора, что является жизнеутверждающим финалом.

Дискуссия у нас получилась горячей и интересной. Мне кажется нам с Романом получилось показать неоднозначность и многоплановость книги и ее трактовки. 

Если вам не удалось послушать прямой эфир, то вы можете послушать его запись. Запись выкладываю в блоге. Передачу можно также послушать на сайте радио "Новая жизнь".

Слушайте, спорьте, не соглашайтесь, но не будьте равнодушными! Жду ваших откликов!



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Comments

( 4 comments — Комментировать )
bukvoedka
Sep. 24th, 2015 02:19 pm (UTC)
Обязательно послушаю. Но в начале октября :-) Когда книгу прочитаю.
esdra
Sep. 24th, 2015 05:57 pm (UTC)
А я уже отстрелялся :-) В обсуждение поставлю запись передачи и буду наблюдать за дискуссией :-)
vera_croose
Sep. 24th, 2015 04:12 pm (UTC)
испанское Поколение 98 года.
- это, конечно, Лорка и "Группа 28-ми" ?..

ЗЫ: спасибо за запись!
Надеюсь, там еще многое найти можно...

ЗЫЗЫ: кажется, Бёлль с его романом сегодня современен как никогда.
Да и в те годы - а я видела массу немецких фильмов о стене, по живому разделившей пополам сначала ( в одну ночь!) Берлин, а затем и целую страну.
Чекпойнт Чарли, штази, подкопы, погони, тюрьмы, ханжество церкви, пропаганда и ложь на каждом шагу - как же все похоже!
esdra
Sep. 24th, 2015 05:59 pm (UTC)
Да, это как раз Лорка и его товарищи.

Я скорее весьма скептичен к тому, что Бёлль написал, но при этом считаю, что он затронул архиважные этические и социальные вопросы. При этом сам находясь в лоне католической церкви был критиком ее самых серьезных ее недостатков, как и Мориак.

В передаче мы говорили несколько о другом, нежели я написал :-)
( 4 comments — Комментировать )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner