?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие записи | Следующие записи

3563818_5587dff6d730d (462x700, 199Kb)Начну с того, что для меня проза Алексея Макушинского обладает необыкновенным, волшебным качеством - это не просто особая галактика, куда ты попадаешь, как читатель, это параллельный, абсолютно реальный и осязаемый, трехмерный мир, где ты чувствуешь запахи, слышишь музыку, тебя пробирает озноб и ты мучаешься от духоты. Все это я впитываю и ощущаю, погружаясь в написанный текст.

Роман "Пароход в Аргентину" написан стремительно уходящим из литературы русским языком. Если вы посетите писательские курсы, то вам обязательно расскажут про короткие предложения, глаголы и существительные и опасность сложноподчиненных конструкций. Макушинский рушит напрочь все эти шаблоны. Поэтому сначала его текст читать трудно, но когда ты проникаешь в течение его прозы, то ловишь себя на том, что ты думаешь языком романа, вставляешь в свою речь французские или английские слова, да и словесные конструкции становятся поэтичнее и длиннее.

Говорить о смыслах романа стоит, но тут ты будто соприкасешься с волшебной шкатулкой - новый смысловой слой открывает следующий и так до бесконечности. Действие романа разворачивается в конце XX века в Европе: главный герой путешествует во Францию, чтобы встретиться со всемирно известным архитектором Александром Воско (Воскобойникова) — другом легендарных Миса ван дер Роэ и Жана Балладюра.Это не просто встреча двух людей на Европейской земле - это преречение времен, пространств и ментальностей. Они словно и не существуют сейчас на реальной земле, но абсолютно реальны. В романе есть важная отправная точка - пароход в Аргентину, который изменил когда-то жизнь Александра Воско и меняет жизнь лирического героя романа. 

Мне очень сложно говорить о романе, потому что он не просто многослоен, он еще  и мультикультурен, то есть каждый новый герой романа приносит и свою ментальность и свою культуру. А еще в романе есть отдельный герой - это архитектура, она необыкновенно живая и все время меняется, преследуя героев романа и наполняя текст своими смыслами. Вот один из важных, на мой взгляд отрывков об этом: "Мы ищем в архитектуре того же, что мы ищем, в конце концов, в жизни, - говорит он (как будто решившись...). - Мы обречены, - говорит он, - на поиски некоего смысла (a sort of sense). Вновь и вновь переживаем мы откровения смысла, проблески смысла, промельки смысла... Мы не можем его высказать, но можем его осуществить (realise)".

К этому осуществление смысла и приходит главный герой романа, которому нужно поспеть на какой-то поезд, уходящий когда-то куда-то откуда-то.

Друзья, в нашем обсуждении у меня в ЖЖ (esdra ) участвует сам автор романа Алексей Макушинский. У нас есть уникальная возможность пообщаться с самим создателем мира романа "Пароход в Аргентину".

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Comments

profi30
Sep. 25th, 2015 07:25 am (UTC)
начну с плюсов

В романе описаны очень интересные исторические события, особенно гражданская война в Прибалтике и вторая волна эмиграции.
Понравилась завязка сюжета, которая, наверное, не случайно была даже вынесена в название романа. Встреча в середине жизни на параходе в Аргентину двух осколков Российской империи с совершенно различным бэкграундом, один из которых все это время жил в советской России, другой в Европе. Как судьба совершенно разными дорогами спустя десятки лет вновь привела их к исходной точке в одно и тоже место пространства. Но как ни странно, но эта история не стала стержневой, постепенно на первый план вышла история "великого архитектора" из серии ЖЗЛ.

Игорь я бы не возражал, если бы ты раскрыл волшебную шкатулку (ящик Пандоры) и раскрыл хотя бы несколько смысловых слоев романа.
esdra
Sep. 25th, 2015 07:35 am (UTC)
Ну начнем с одного из...

Во-первых, время и Художник. Очень важно насколько вообще влияют на нас встречи, как пространство чужого времени может изменить меня самого. Ведь именно пространства Александра Воско меняют героя, становятся его собственным пароходом в Аргентину.

Если ты внимательно прочитал мою краткую аннотацию к роману, то тут архитектура не бэкграунд, а основной герой, очень скромно выходящий из тени и заполняющий пространство романа. Вспомни, что говорит Воско об архитектуре: "Мы не дома лишь строим <…>, но воплощаем еще и свое видение (vision) лучшего мира". Это лишь один из слоев романа. Мне кажется тут целый роман о романе нужно писать, чтобы осознать все пространство этого романа и его смыслы.

Edited at 2015-09-25 09:21 am (UTC)
profi30
Sep. 25th, 2015 09:32 am (UTC)
Я всегда внимательно тебя читаю, можешь на этот счет не беспокоится, но мне кажется, что ты немного преувеличиваешь достоинства романа и твои причины мне впоне понятны.
"Время и Художник" безусловно такая тема есть, но она сюжетная, а для его развития мне не хватило фабульной динамики. Я бы предпочел если бы автор сделал упор на историзм, это у него получается лучше всего.

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner