Игорь Попов (esdra) wrote,
Игорь Попов
esdra

Categories:

Возможно ли искупление?

3563818_dzhoshuamiltonblaji_300 (700x392, 61Kb)Эту статью я написал где-то полгода назад, да все не доходили руки опубликовать ее в блоге. Статью я написал для журнала "Христианское слово".

В школьных сочинениях требуется в самом тексте ответить на все вопросы заголовка. И для нас нет ничего сложного, чтобы ответить на простой вопрос: возможно ли искупление? Конечно, возможно. В конце концов, разбойник на кресте получил от Христа прощение. Все это так, и правильные ответы мы знаем, но всегда ли в реальной жизни теорию мы может сто процентов соотнести с практикой? И все ли достойны прощения?

Вопрос не праздный. Я сам над ним размышляю в последнее время очень много. И, конечно, я не сомневаюсь в Божьем прощении и силе. Однако… жизнь часто ставит нас в очень неоднозначные ситуации, когда правильные ответы как-то сложно применяются в простой человеческой жизни. И, думая об этом, я вспомнил историю, произошедшую не на нашем континенте.

Когда мне было четыре года, то мои родители поехали работать в Народную Республику Бенин на западном побережье Африки, тогда еще социалистическое государство. Папа мой, инженер агентства ТАСС, за время работы изъездил много африканских стран, и очень хорошо ориентировался в культуре и истории стран Африки. Его рассказы было безумно интересно слушать. И я очень жалею, что многие из них не записывал тогда. Он мне тогда и рассказал про историю государства Либерия.  

Все это я вспомнил, когда смотрел документальный фильм «Искупление голозадого генерала», действие которого переносит нас во времена кровавой истории другой африканской страны – Либерии. История африканской «страны свободы» началась с прибытия первых черных американских поселенцев — америко-либерийцев, как они себя называли, в Африку, на побережье которой они в 1822 году основали колонию «свободных цветных людей» («free men of color») под покровительством Американского колонизационного общества. В 1824 эта колония получила название Либерия, была принята ее конституция. К 1828 году переселенцы захватили все побережье современной Либерии (протяженностью около 500 км), а затем также заняли части побережья современных Сьерра-Леоне и Кот-д’Ивуара. 26 июля 1847 года американские поселенцы провозгласили независимость Республики Либерия.

3563818_dzhoshuamiltonblaji_302 (700x404, 67Kb)Религия, обычаи и культура америко-либерийцев базировались на традициях довоенного американского Юга. Взаимное недоверие и вражда между «американцами» с побережья и «коренными» из глубинки порождали продолжавшиеся на протяжении всей истории страны попытки (довольно успешные) америко-либерийского меньшинства доминировать над местными неграми, которых они считали варварами и людьми низшего сорта. Череда кровавых переворотов началась уже после Второй мировой войны, в 1980-х годах.

Человек, которого все назвали Генерал Голый Зад, Джошуа Мильтон Блайи, родился в 1971 году. Он принадлежал к коренному населению Либерии, к клану Сарпо племени кран, в котором процветали мрачные культы, свойственные африканскому язычеству, с жуткими кровавыми жертвоприношениями и ритуальным каннибализмом. Как рассказывает сам Блайи, в семилетнем возрасте его старейшины племени забрали у родителей и стали обучать колдовским ритуалам, подготавливая к роли верховного жреца племени.

Культ племени требовал человеческих жертв, и в одиннадцать лет мальчик прошел особую инициацию, где он принес человеческую жертву, ритуал длился три дня. Мясо жертвы он ел в течение трех дней. Как описывал особенности традиционной религии сам Блайи, племя кран поклонялось некоему божеству по имени Ньянбе-Бе, которое требовало человеческих жертвоприношений. Сейчас Блайи утверждает, что Ньянбе-Бе - это дьявол, следовательно, традиционная религия племени кран - это местная форма сатанизма. После этого Блайи обрел особый мистический опыт —он вступил в общение с дьяволом, который предсказал, что Джошуа станет великим воином, но для этого потребуется постоянно приносить человеческие жертвы. Сам Блайи говорил, что силы ему придавали бесы, постоянно, то есть ежедневно, требуя новых жертв.  Поставленную задачу он выполнял беспрекословно на протяжении четырнадцати лет.

В 1980 году представители племени кран совершили государственный переворот и взяли власть в свои руки. Страну возглавил сержант Сэмюэл Доу, присвоивший себе генеральское звание. Верховный жрец Джошуа Мильтон Блайи в одночасье стал весьма важной и видной фигурой: в его задачи входило защищать магическими чарами президента Сэмюэля Доу. Однако началась гражданская война, в которой победителя заведомо быть не могло. Магические ритуалы не помогли, и в 1990 году, после гибели своего президента, Блайи стал «полевым командиром», активно участвовавшим в боевых действиях. Он продолжил обычную для африканских боевиков практику – набирал подростков и делал из них своих боевиков, беспрекословно выполняющих приказы командира. Впрочем, выбора-то у них особого не было. Для поддержания боевого духа вместе с пищей бойцы получали кокаин и алкоголь.

Помня мистическое предсказание, Блайи перед каждым боем непременно приносил в жертву беззащитных детей. Впоследствии он вспоминал, что любил незаметно подплывать к детям, безмятежно игравшим на берегу реки. Неожиданно выныривая из-под воды, он зверски хватал их, затаскивал в воду и топил. Иногда он сворачивал попавшемуся ребенку шею, а иногда просто зарезал. Помимо таких убийств были и собственно жертвоприношения детей. Когда удавалось захватить деревню чужого племени, Блайи со своими боевиками умерщвлял всех, кто только попадался под руки. Местных подростков приносили в жертву, селянам отрезали головы и ими играли в футбол.
Подразделения Блайи наводили страх на все население Либерии. Их прозвали «голозадым батальоном», потому что в бой они шли абсолютно голыми. Это было жуткое зрелище — голый, со зверским оскалом головорез, безжалостно поражающий любого, кто идет навстречу. «Если хочешь произвести впечатление на врага, надо показать ему, что ты животное, а не партизан», — заявлял Блайи своим подчиненным. Джошуа утверждал, что полное обнажение в битве защищает его от пуль и холодного оружия.

Христиане Либерии все это время молились за кровавого жреца африканской войны. Однажды местный служитель, повинуясь воле Божьей, пришел в логово генерала и рассказал ему о вере в Бога и прощении и помолился за него. Он спокойно прошел через посты боевиков и беспрепятственно покинул расположение повстанческого батальона. И кровавый жрец не причинил вреда христианину. Зато он жестоко наказал своих подчиненных за то, что они пропустили пришельца к нему в резиденцию.

В июле 1996 года Блайи собирался совершить очередное жертвоприношение - он должен был зарезать девочку в возрасте 3-х или 4-х лет. Вот как он об этом рассказывал:  «Ребенок был необычно красивым и добрым. Большинство детей, которых приносили мне старейшины, плакали, сопротивлялись. Этот ребенок был смирным. Я подумал - этот ребенок не должен умереть. Но я пересилил себя. И убил. Из всех тысяч, что я убил, я не хотел убивать только эту маленькую девочку. Сразу после ее убийства у меня было прозрение. Я увидел белый свет в форме человека. И голос сказал мне: «Покайся и живи, или откажись и умри». Это был Христос».

После этого видения Блайи покинул свой батальон и стал посещать собрания христианской церкви, а после принял крещение. Джошуа Мильтон Блайи перестал убивать и приносить в жертву людей. В одночасье не стало безжалостного жреца и убийцы. Но кровавый след тянулся за бывшим полевым командиром, и он вынужден был бежать из страны.

3563818_6110_1_ (610x436, 64Kb)В 2003 году гражданская война в Либерии закончилась. Прошло двенадцать лет. В 2008 году Джошуа Мильтон Блайи вернулся в Либерию как проповедник Евангелия, он рассказывал, как Бог изменил его жизнь. Он разыскивает боевиков, которых сам же в свое время набирал для убийств, и призывает их к покаянию. А еще он всегда говорит, что подлинное счастье человека возможно лишь с Богом. Он стал искать всех, кому причинил зло, и просит у них прощения. Он заявил о своей ответственности за гибель 20 тысяч человек и готовности предстать перед трибуналом. В настоящее время Блайи активно выступает с проповедями, призывая племенных жрецов отказаться от жестоких ритуалов, человеческих жертвоприношений и каннибализма, а всех остальных — жертвовать в фонды, помогающие реабилитации подростков-солдат, и в целом измениться в лучшую сторону. Однако многие в Либерии восприняли его слова со скепсисом.

Можно ли назвать миротворцем Блайи? Заслуживает ли он прощения? Мне сложно ответить однозначно на эти вопросы. Вся его жизнь сегодня превратилась в искупление того, что он совершил. Мы можем говорить красивые слова о прощении, но реальное прощение связано с болью. Сегодня не только Либерия, или другая африканская страна, прошедшая через кровавые гражданские войны, нуждаются в примирении. После Второй мировой войны не исчезли локальные военные конфликты, геноцид, убийства, насилие.

У меня, если честно, осталось больше вопросов, чем ответов после просмотра фильма о бывшем кровавом полевом командире. Удивительно как Блайи возмущается тому, что люди не прощают его злодеяния, ведь «Господь призывает нас прощать друг друга». И тут я вспомнил, как один человек, который нес служение в тюремной миссии, рассказывал о возмущении заключенных, когда они писали письма с просьбой о прощении у семей жертв их преступлений, а те не отвечали.

Что может чувствовать человек, семья которого была вырезана боевиками Блайи и который лично уничтожил близких людей? А теперь он стоит рядом и говорит о любви Бога. Теперь у бывшего полевого командира жена и четверо детей. Но что делать тем, у кого он отобрал семью, кто до сих пор просыпается от ночных кошмаров, прорывающихся их прошлого? Мне сложно представить себе чувства женщины, которая впустила в свой дом человека, который убил ее мужа и избил дочь, в результате чего девочка потеряла один глаз. И правда звучит в словах этой женщины: «Не так просто простить. Я простила его, но нельзя забыть то, что я видела в тот день».

Однажды я присутствовал на похоронах своего однокашника. Он был молодым журналистом. Наверное, самым талантливым из всего нашего курса. У него была молодая и красивая жена и маленький ребенок. Алексей не боялся идти туда, где стреляли, почти каждая командировка в горячие точки страны была связана с риском для жизни, но он считал своим долгом быть там и делать честные репортажи, чтобы люди могли знать правду. Из последней своей командировки он вернулся в гробу. Я очень хорошо помню тот день, потому что помню боль и страдание его жены, и его родителей. И все мои слова утешения были бессильными.

Я не могу осудить тех, кто не находит в себе силы переступить через свои потери и боль утраты, потому что им сложно поверить в преображение убийц их дорогих и близких людей. Но когда это происходит, я это и называю настоящим чудом. Среди страха, боли, отчаяния происходит самое невероятное – преображение человека. Причем, самое большое преображение происходит не с бывшим палачом и убийцей, а с его жертвой, которая обретает мир. Боль, скорее всего, не уйдет никогда, но прощение приносит примирение и дает покой. И для этого нужно, чтобы кто-то сделал первый шаг. А он самый трудный. Первый шаг миротворца.

(c) Игорь Попов

Статья опубликована в журнале "Христианское слово"

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments